Версия для слабовидящих
302512, РФ, Орловская область, Орловский район
п. Красная Звезда, ул. Школьная , д.2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Пояснительная записка

Учебный план МБОУ «Краснозвездинская  средняя  общеобразовательная  школа» Орловского  района  Орловской  области - дошкольная  группа  составлен в соответствии с:

1.  Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании),

2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года),

3. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,

4. Санитарно-эпидемиологическими  правилами  и  нормативами  СанПиН 2.4.1.3049-13, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и  организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными  постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013   № 26;

5. «Федеральными  требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», утвержденными  приказом Министерства образования  и науки РФ  N 2106 от 28.12. 2010 г.

- ориентирован на Концепцию дошкольного воспитания,

учитывает основные положения:

-  инструктивно-методического письма Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»,

- инструктивного письма Минобразования России от 02.06.1998 №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»

- Устава МБОУ «Краснозвездинская  СОШ».

Данный учебный план (в части определения содержательного компонента образовательного процесса) составлен с учетом перспектив в обновлении содержания, зафиксированных в «Концепции дошкольного воспитания» и программе развития ДГ, и является  нормативным  актом, устанавливающими  перечень  образовательных областей и  объем  учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности.

Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная и утвержденная в МБОУ  «Краснозвездинская  средняя  общеобразовательная  школа» в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Программа базируется на положениях примерной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ведущими целями которой являются:

 - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

- формирование основ базовой культуры личности,

- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,

- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника,

которые реализуются через разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение,

 и направлена на решение следующих задач:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Для успешной реализации программы в  дошкольной  группе обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:

- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастными индивидуальным особенностям;

- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических видах деятельности;

- возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- защита от всех форм физического и психического насилия;

- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей в образовательный процесс.

Программное обеспечение учебного плана обусловлено:

основной  образовательной  программой  дошкольного  образования  разработанной  и  утвержденной  МБОУ «Краснозвездинская  средняя  общеобразовательная  школа»

 - парциальной  программой: по основам безопасности жизнедеятельности  детей дошкольного возраста  «Безопасность» авторы  Н.Н.Авдеева  О.Л.Князева Р.Б.Стеркина

Содержание психолого-педагогической работы изложено по пяти образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

Развитие игровой деятельности: Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Нерегламентированная деятельность

Образовательная деятельность вне организованных занятий обе­спечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. Данные формы педагогической работы позволяют снизить учебную нагрузку, осуществить дифференцированный подход к детям и индивидуальную  работу.

Сбалансированность всех компонентов, обеспечивающих образовательный процесс, способствует формированию системного подхода в работе дошкольной  группы.

        В структуре  Плана выделяется инвариантная (обязательная)  и вариативная (модульная) часть.

В  Плане  устанавливается соотношение между  инвариантной частью и вариативной частью, формируемой   образовательным учреждением.

Инвариантная (обязательная) часть  содержит  не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных  образовательных программ дошкольного  образования и обеспечивает  результаты  освоения детьми примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вариативная (модульная) часть содержит  не  более  40  %  от  общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. 

В инвариантную часть включены разделы: формирование элементарных математических представлений, ознакомление с социальной действительностью, экологическое воспитание, ОБЖ, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте, рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд, музыка, физическая культура;

Наряду с базовым дошкольным образованием специалисты осуществляют дополнительное образование по интересам детей с учетом возможностей  дошкольной  группы и желаний родителей.

Вариативная часть плана реализуется в старшей   и  подготовительной  подгруппах через кружковую  деятельность, организованную  во  вторую  половину дня 2 раза в неделю  в  течении  25-30 минут.

Организация образовательного  процесса и представляет собой блочную структуру, включающую:

- регламентированную деятельность (специально организованные занятия);

- нерегламентированную деятельность (совместная деятельность детей и педагогов и самостоятельная деятельность детей).

Регламентированная деятельность

Работа в данном блоке представлена в виде образовательных  занятий, соответствующих основным типам и видам:

- интеллектуально-развивающие (познавательные, развитие речи, ФЭМП, конструирование);

- эмоционально-развивающие (музыкальные, рисование, лепка, аппликация);

- оздоровительные (занятия физической культурой (в помещении и на прогулке),

 

В целях исключения превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка за счёт вариативной части учебного плана ребенок, охваченный дополнительными услугами, посещает занятие (в кружке/секции/ студии) не более двух раз в неделю (старшая, подготовительная группы).

Объем учебной нагрузки в течение дня определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями  к устройству,  содержанию  и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13), а также инструктивно-методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23-16.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей 45 минут и  1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

В зависимости от количества детей, предусмотрено деление их на подгруппы. Образовательная деятельность по предметам, требующим повышенной познавательной активности (математика, развитие речи), проводится в дни наиболее высокой работоспособности детей - во вторник и среду.

В теплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки.

Дошкольная  группа  работает в режиме пятидневной рабочей недели. В образовательном учреждении функционирует 1 общеобразовательная   разновозрастная  группа дневного пребывания, укомплектованная в соответствии со спецификой сельского детского сада 

          1подгруппа - 2  младшая  (от 3- 4 лет);

2подгруппа - средняя  (от 4-5 лет);

3подгруппа - старшая  (от 5-6 лет);

4подгруппа - подготовительная (от 6-7 лет)

Учебный год состоит из 32 недель с учётом каникулярного режима деятельности учреждения.

с 3 сентября по 14  сентября - адаптационный, диагностический период;

с 17 сентября по 29декабря -  образовательный период;

с 1 января по 8 января - новогодние каникулы;

с 9 января по 17 мая - образовательный период;

с 20 мая по 31 мая - диагностический период

с 1 июня по 31 августа - летний оздоровительный период, каникулы.

 

В плане (согласно нормам СанПиН 2.4.1.3049-13), указывается: максимально допустимый объем недельной непосредственно организованной образовательной нагрузки в часах (количество занятий по разделам программы) и продолжительность образовательной деятельности для каждой возрастной группы в минутах (см. таблицу).

Возрастные подгруппы

Максимально допустимый объем дневной непосредственно образовательной деятельности

Максимальная

продолжительность

непрерывной непосредственно организованной

образовательной

деятельности

2-я младшая

30 мин (2)

15 мин

Средняя

40 мин (2)

20 мин

Старшая

1 час 10 мин (3)

25 мин

Подготовительная

2 часа (4)

30 мин

 

 

 Реализация образовательной деятельности,  согласно учебному плану, позволяет решать программные задачи, достигая при этом основных целей программы.