Версия для слабовидящих
302512, РФ, Орловская область, Орловский район
п. Красная Звезда, ул. Школьная , д.2

Положение о рабочей программе по учебному предмету педагога по ФГОС второго поколения

«Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПЕДАГОГА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ 

1. Общие положения 

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Краснозвездинская  средняя общеобразовательная школа» (далее - Учреждение).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Уставом Учреждения.

1.3. Рабочая программа по учебному предмету - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования по конкретному предмету учебного плана Учреждения.

       1.4. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

-       дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

-       конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента учащихся.

1.5. Функции рабочей программы:

-         нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

-         целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

-         определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

-         процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

-         оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.6. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности Учреждения в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

-       программы по учебным предметам;

-       программы элективных курсов, курсов по выбору;

-       программы факультативных занятий.

-        

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, модулям относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочая программа  разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

2.3. Рабочие программы составляются на ступень начального общего образование.

2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

-       федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;

-       требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

-       программе формирования универсальных учебных действий;

-       основной образовательной программе начального общего образования;

-       примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

-       федеральному перечню  учебников.

2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.7. Если в примерной  или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности учащихся.

 

        

    3.  Структура, оформление и составляющие рабочей программы

         3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный,  выравнивание по ширине,  поля со всех сторон 1-2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы  рабочая программа может быть двух видов:

1 вид - если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;

-       если в примерной учебной  (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.

2 вид - если:

-       количество часов в учебном плане Учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости  от количества учебных недель в конкретном  общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);

-       производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем;  распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;

-       есть  необходимость  разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс.

 

3.3. Структура рабочей программы

1)           Титульный лист.(Приложение 1)

2)           Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

3)           Общую характеристику учебного предмета, курса.

4)           Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5)           Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6)           Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

7)           Содержание учебного предмета, курса.

8)           Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

9)           Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

10)      Приложения к программе.

 

3.4. Структурные элементы рабочей программы педагога

 

Элементы

рабочей

 программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- гриф утверждения программы (рассмотрения на заседании МО, согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);

- название учебного курса, для изучения которого написана программа;

- указание параллели, класса, где реализуется  программа;

- полное наименование образовательного учреждения;

- год разработки программы

-фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория;

Пояснительная

 записка

- кому адресована программа: тип, вид Учреждения и определение класса учащихся;

- особенность по отношению к ФГОС НОО

- концепция (основная идея) программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;

- сроки реализации программы;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых);

- предполагаемые результаты;

- кратко излагается система оценки достижений учащихся;

- указывается основной инструментарий для оценивания результатов;

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Общая характеристика учебного предмета, курса

 

указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания).

конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса

- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;

- логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Содержание тем учебного курса

- перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся
  • формируемые универсальные учебные действия;

Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- темы отдельных уроков и учебные материалы к ним

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

- указание на виды деятельности учащихся

- конкретизируются формы и методы контроля;

- др.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Средства  обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник Дополнительная литература для учителя и учащихся,

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе

Приложения к программе

- контрольно-измерительные материалы

- темы проектов;

- темы творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.

 

 

 

3.5.  Календарно-тематическое планирование

Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на ____ класс (примерная таблица)

№ п/п

Дата проведения

Название темы урока

Кол-во
часов

Характеристика деятельности учащихся

Страницы учебника

Плановая

Фактическая

Раздел программы.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

4.1. Рабочая программа рассматривается на заседании школьного методического объединения. На титульном листе рабочей программы ставится гриф рассмотрения: «Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов, номер протокола, дата заседания, ФИО руководителя ШМО. Программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану Учреждения и  требованиям государственного образовательного  стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На титульном листе   рабочей программы ставится гриф согласования: «Согласовано» Заместитель директора по УВР (ФИО).

4.2. После согласования рабочую  программу утверждает директор Учреждения,  ставит гриф утверждения  на титульном листе, с указание приказа и даты утверждения.

4.3. Рабочие программы, являющиеся авторскими,  проходят дополнительно процедуру внутреннего и внешнего рецензирования.

 

 

 

Приложение 1.

Оформление титульного листа

 

«Рассмотрено»                                    «Согласовано»                                       «Утверждаю»

на заседании МО                    Заместитель директора по УВР                         Директор школы

 

Руководитель МО                    ________________________                      ____________Р.П.. Базанова

__________________ ФИО

ФИО

Протокол №_____                                                                                   Приказ №________

от  ___________20___г.          от «__»__________ 20______г.     

 

 

 

Рабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснозвездинская  средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

по______________________________________________

(название предмета)

________________________________________________________________________

(УМК)

 

для учащихся  ________класса

 

на 20___-20___ учебный год

 

учитель__________________________