Версия для слабовидящих
302512, РФ, Орловская область, Орловский район
п. Красная Звезда, ул. Школьная , д.2

Положение о рабочей программе внеурочной деятельности

«Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

 


 

Положениео рабочей программе внеурочной деятельности

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Краснозвединская  средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

  1. Общие положения

1.                              Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

2.                              Программы организации внеурочной деятельности разрабатываются  учителями образовательного учреждения на основе примерных программ.

3.                              Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.

4.                              В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

5.                              Рабочая программа (далее - Программа) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности.

6.                              Цель рабочей программы - создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности.

 

Задачи программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

 Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

 

2. Технология разработки рабочей программы

2.1. Рабочая программа составляется учителем, педагогом дополнительного образования по определенному курсу на учебный год либо на 4 года.

 

3. Структура рабочей программы по внеурочной деятельности

3.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

-        титульный лист;

-        пояснительная записка;

-        содержание внеурочной деятельности;

-        календарно-тематический план;

-        ожидаемые результаты;

-        ресурсное обеспечение реализации Программы.

3.2. Титульный лист содержит (приложение 1.):

-        наименование образовательного учреждения;

-        гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

-        название учебного курса вида деятельности;

-        направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное и т.д.)

-        Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу;

-        год обучения;

-        год составления программы.

 

3.3.В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

-        название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской).

-        цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год;

-        изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование;

-        количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований;

-        особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий), а также режим учебных занятий;

 

 Цель и задачи программы

Цель - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Задачи могут быть:

  • обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
  • воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
  • развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3.4. Отличительные особенности программы:

  • базовые теоретические идеи; ключевые понятия;
  • этапы реализации, их обоснование и взаимо­связь.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

  • возраст детей и их психологические особен­ности;
  • особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
  • число обучающихся по годам обучения (обосновать);
  • режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.
  • прогнозируемые результаты и способы их проверки.

3.5. Требования к уровню подготовки обучающихся представляют собой описание требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий по программе; качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательная программа, на базе которой разрабатывается Рабочая программа.

3.6.Календарно-тематический план Рабочей программы самый объемный раздел, отражает реализацию образовательной программы в течение учебного года. Для написания календарно-тематического плана Рабочей программы потребуется использовать «Учебно-тематический план» образовательной программы и «Содержание программы». Составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год.

Как правило, этот структурный элемент Рабочей программы оформляется в виде таблицы

3.7. Содержание рабочей программы включает краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в календарно-тематическом плане (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

Структурный элемент рабочей программы «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки освоения обучающимися планируемого содержания.

3.8.Учебно-методические средства обучения может включать описание: учебных методических пособий для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование, специальную литературу и т. д.); материалов по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.); материалов по работе с детским коллективом (методики диагностики уровня развития личности, сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики).

Учебно-методические средства обучения также включают список основной и дополнительной литературы. В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога. Может быть составлен отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка). Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

4.Экспертиза и утверждение рабочей программы по внеурочной деятельности.  

1.Рабочая программа по внеурочной деятельности утверждается приказом директора образовательного учреждения ежегодно в начале учебного года (до 5 сентября текущего года).

2.Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

  • рассмотрение Программы на заседании методического объединения учителей начальных классов.
  • Согласовывается с зам. директора по УВР

 

При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по учебно- воспитательной работе.

 

 

 

Приложение 1

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Краснозвединская  средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

 

 

 

Рассмотрено на заседании ШМО  

Протокол от _____ №____

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ

_________________

приказ от _______ №_________

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

Направление «Проектная деятельность»

 

 

 

Составитель:

ФИО учителя,

                                                                                                                         _______ категория

 

 

 

 

20__ - 20__ учебный год