Версия для слабовидящих
302512, РФ, Орловская область, Орловский район
п. Красная Звезда, ул. Школьная , д.2

Положение о внутришкольном контроле

 

 

1. Общие положения.

1.1.Настоящее Положение о внутришкольном контроле (далее - Положение) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области (далее - Учреждение) разработано в соответствии с Федеральным законом № 293 от 21.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением об образовательном учреждении», Письмом министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», Уставом  школы  и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля  администрацией Учреждения.

1.2.Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации, председателями предметных МО школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, Орловской области.

1.3.Основу внутришкольного контроля составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью совершенствования и стимулирования развития его профессионального мастерства.

1.4. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

2. Цели и задачи  внутришкольного контроля

2.1. Главной целью внутришкольного контроля является установление соответствия функционирования и развития педагогической системы  требованиям государственного стандарта общего образования с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного процесса.

Целью внутришкольного контроля при осуществлении непосредственного контроля за учебно-воспитательным процессом является:

- совершенствование деятельности педагогического коллектива по обеспечению доступности, качества и эффективности образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности;

- выявление и реализация профессионально-деятельностного потенциала членов педагогического коллектива;

- выявление и реализация образовательного потенциала учащихся, отслеживание динамики всестороннего развития личности;

- обеспечение функционирования Учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оснащению и организации образовательного процесса.

2.2. Задачи внутришкольного контроля:

- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников, повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения;

- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по распространению педагогического опыта, устранению негативных тенденций;

- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;

- мониторинг достижений учащихся по отдельным предметам с целью определения качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося;

- диагностирование состояния отдельных структур учебно-воспитательного процесса с целью выявления отклонений от запрограммированного результата в работе педагогического и ученического коллективов;

- совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.

 

3. Функции  и структура внутришкольного контроля

3.1. Функции внутришкольного контроля:

- информационно-аналитическая;

- контрольно-диагностическая;

- коррективно-регулятивная;

- стимулирующая.

3.2. Объектами внутришкольного контроля являются:

- образовательная деятельность;

- обеспечение образовательной деятельности.

3.3.  Внутришкольный контроль образовательной деятельности включает в себя контроль:

- за учебно-воспитательным процессом;

- внеурочной учебно-воспитательной деятельностью;

- методической работой;

- научно-исследовательской  работой;

- ведением школьной документации.

- за информатизацией образовательного процесса;

- внедрением инновационных технологий преподавания предметов, новым УМК;

- интеграцией общего, профильного и дополнительного образования.

3.4. Внутришкольный контроль  обеспечения образовательной деятельности включает в себя контроль:

- за учебно-методическим и информационным обеспечением образовательной деятельности ;

- материально-техническим обеспечением образовательной деятельности;

- санитарно-гигиеническим обеспечением образовательной деятельности;

- обеспечением безопасного режима обучения;

- укреплением и модернизацией материально-технической базы Учреждения;

 

4. Направления, виды, формы и методы внутришкольного контроля

4.1 Директор школы и (или) по его поручению заместители директора, председатели предметных МО вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по следующим направлениям:

- соблюдение законодательства РФ и государственной политики в области образования по обеспечению доступности, качества и эффективности образования;

реализация примерных программ государственного стандарта общего образования,  учебных планов;

использование методического и информационного обеспечения в образовательном процессе;

соблюдение порядка проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации учащихся, текущего контроля успеваемости;

использование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;

соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

своевременность предоставления отдельным категориям учащихся дополнительных льгот и видов материального и социального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Орловской области и правовыми актами органов местного самоуправления;

работа подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья учащихся и работников школы;

- осуществление научно-исследовательской деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы;

- другие вопросы в рамках компетенции директора школы.

4.2. При оценке деятельности учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

- выполнение государственного стандарта общего образования в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

- уровень знаний, умений, навыков и развитие  учащихся;

- степень самостоятельности учащихся;

- владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

- дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

- совместная деятельность учителя и учащегося;

- наличие положительного эмоционального микроклимата;

-умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

- умение корректировать свою деятельность;

- умение обобщать, систематизировать свой опыт.

4.3. Виды контроля:

- тематический: классно-обобщающий, тематически-обобщающий, предметно-обобщающий, предметный, персональный;

-фронтальный: классно-обобщающий, предметно-обобщающий, персональный;

- комплексный контроль;

- индивидуальный контроль.

4.4. Виды внутришкольного контроля по периодичности:

- входной (в начале учебного года за курс предыдущего);

- предварительный (предварительное знакомство, перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности к новому учебному году);

- текущий (непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом, после изучения темы, результаты успеваемости за четверть, полугодие);

- промежуточный (результаты успеваемости на конец учебного года);

- итоговый (изучение результатов работы школы за учебный год, итоговая аттестация выпускников 9, 11 классов).

4.5. Методы контроля за деятельностью учителя:

- анкетирование;

- тестирование;

- социальный опрос;

- собеседование;

- наблюдение;

- изучение документации;

- анализ уроков;

- беседа о деятельности  учащихся;

- результаты учебной деятельности  учащихся.

4.6. Методы контроля над результатами учебной деятельности:

- наблюдение;

- устная проверка знаний;

- письменная проверка знаний (контрольная работа);

- комбинированная проверка;

- беседа, анкетирование, тестирование;

-  зачет, сдача реферата, проектная деятельность;

- проверка документации.

 

5. Порядок организации, осуществления и подведения итогов внутришкольного контроля

5.1. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом внутришкольного контроля, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года на совещании при директоре, педагогическом совете.

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях учащихся и их родителей, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.

Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

5.2. Основания для осуществления внутришкольного контроля:

- приказ директора Учреждения;

- план внутришкольного контроля, утвержденный директором Учреждения;

- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

5.3. Правила осуществления внутришкольного контроля:

- внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, председатели методических объединений, другие специалисты;

- в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;

- внутришкольный контроль осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля, утвержденного директором Учреждения;

- при проведении проверок в соответствии с планом внутришкольного контроля издается  приказ по Учреждению;

- при проведении оперативных проверок в случае установления фактов и сведений о нарушениях, указанных в обращениях учащихся и их родителей,  издается приказ о вынесении дисциплинарного взыскания;

- продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно взятом случае;

- члены администрации имеют право запрашивать у педагогических работников необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;

- при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования о них сообщается директору Учреждения; в случае серьезных нарушений по результатам проверки издается приказ о вынесении дисциплинарного взыскания педагогическому работнику;

- экспертные опросы и анкетирование учащихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой ;

- при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. Директор и его заместители по учебно-воспитательной работе посещают уроки учителей школы с предварительным предупреждением не позднее чем за 2-3 урока. В случае установления цели контроля о готовности класса и учителя к уроку - без предварительного предупреждения.

5.4. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической, информационной справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада, информации о состоянии дел по проверяемому вопросу на совещаниях при директоре школы, на педагогических советах. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения.

5.5. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

а) проводятся заседания педагогического, методического советов, заседания предметных мо, совещания при директоре;

б) сделанные замечания и предложения фиксируются в соответствующих протоколах.

5.6.Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

- об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с изданием приказа;

- о поощрении работников с изданием приказа;

- иные решения в пределах своей компетенции.

5.7.О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях учащихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

 

6 Технология проведения внутришкольного контроля.

6.1. Фронтальный персональный контроль

6.1.1. Фронтальный персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

6.1.2.В ходе фронтального персонального контроля администрация изучает:

- уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

- уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения, информационными технологиями;

- результативность учебной деятельности учащихся по предмету (как учитель-предметник);

- результативность внеучебной деятельности учащихся класса (как классный руководитель);

- способы повышения профессиональной квалификации учителя.

6.1.3.При осуществлении фронтального персонального контроля администрация имеет право:

- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (календарно-тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании предметной кафедры и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

- изучать практическую деятельность педагогического работника школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий творческих объединений, спортивных секций;

- проводить экспертизу педагогической деятельности;

- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

- делать выводы и принимать управленческие решения.

6.1.4. Педагогический работник имеет право:

- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

-своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

- обратиться в конфликтную комиссию профсоюзного комитета школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

6.1.5. По результатам фронтального персонального контроля деятельности учителя оформляется информационная карта.

 

6.2. Тематический контроль.

6.2.1.Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы и может быть: классно-обобщающий, тематически-обобщающий, предметно-обобщающий, предметный, персональный.

6.2.2.Содержание тематически-обобщающего  контроля может включать в себя отслеживание деятельности педагогического коллектива по вопросу воспитательной работы, организации и проведению учебно-воспитательной деятельности. Содержание предметно-обобщающего контроля может включать в себя обобщение и анализ деятельности педагогического работника по преподаванию определенного предмета.

6.2.3.Темы контроля определяются в соответствии с планом работы школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.

6.2.4.Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в начале учебного года и за две недели непосредственно перед проверкой.

6.2.5. В ходе тематического контроля:

- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

- осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей творческих объединений и спортивных секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий  творческих объединений, спортивных секций; анализ школьной и классной документации.

6.2.6. Результаты тематически-обобщающего и предметно-обобщающего контроля оформляются в виде справки, с которой педагогический коллектив знакомится на совещании при директоре, педагогическом совете. Результаты текущих предметного и персонального контроля подтверждаются листами посещений, информационными справками, информацией на совещаниях при директоре, заседаниях предметных МО.

6.2.7.По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития  учащихся.

6.3. Классно-обобщающий контроль (тематический, фронтальный)

6.3.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

6.3.2 Классно-обобщающий (фронтальный) контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

Классно-обобщающий (тематический) контроль направлен на получение информации о состоянии дел по одному из направлений деятельности педагогического коллектива (адаптация обучающихся).

6.3.3. В ходе классно-обобщающего контроля администрация изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

- деятельность всех учителей;

- включение учащихся в познавательную деятельность, привитие интереса к знаниям;

- стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- социально-психологический климат в классном коллективе;

- посещаемость занятий учащимися;

- результативность обучения.

6.3.4. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

6.3.5. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.

6.3.6. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся педсоветы, совещания при директоре, дополнительно могут проводиться классные часы, родительские собрания.

6.4 Комплексный контроль.

6.4.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме. Основанием для проведения комплексного контроля является аттестация Учреждения, проблемы обеспечения безопасного и комфортного режима обучения, соответствие обеспечения образовательного процесса санитарно-гигиеническим нормам и правилам; другие проблемы.

6.4.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, председателей предметных МО, эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации.

6.4.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

6.4.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

6.4.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала.

6.4.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором Учреждения издается приказ (контроль за исполнением возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре.