Версия для слабовидящих
302512, РФ, Орловская область, Орловский район
п. Красная Звезда, ул. Школьная , д.2

Положение об элективных курсах и элективных предметах


 

1. Общие положения

1.1.     Положение  разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:

-  Нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;

- Типового положения об общеобразовательном учреждении (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49);

- Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

- Письма Минобразования РФ от 13.11.2003 г.№14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

- Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях и Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПин 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002 г.);

- Устава школы.

2. Цель, задачи и функции элективных курсов.

2. 1. Цель элективных курсов:

- удовлетворение индивидуальных образовательных интересов потребностей и склонностей каждого школьника;

- самоопределение каждого учащегося относительно профиля обучения и будущего направления деятельности;

- развитие содержания одного или нескольких учебных предметов.

2.2.           Задачи элективных курсов:

-    формирование индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся;

-   уточнение готовности и способности учащегося осваивать выбранный предмет на профильном уровне;

-   создание условия для качественной подготовки к государственной итоговой аттестации;

-   формирование у обучающихся умения, навыки и способы деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность);

- поддержание мотивации ученика;

- повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности;

- подготовка к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;

- содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

- создание условий для самообразования, формирования у учащихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.

2.3. Образовательные функции элективных курсов:

- поддерживают изучение базовых предметов;

- служат для внутришкольной специализации и дифференциации обучения;

- позволяют превысить содержание образования сверх стандарта;

- формируют у учащихся способы организации учебной деятельности;

- способствуют формированию коммуникативной и социальной компетентностей;

- ориентируют учащихся в выборе профессиональной карьеры;

- создают условия для общекультурного развития.

2.4. Элективные курсы отличаются разнообразием, мобильностью, гибкостью, краткосрочностью и чередованием.

3. Содержание курсов

Программы курсов по выбору выходят за рамки традиционных учебных предметов, включают углубление отдельных тем, модульные курсы и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Они знакомят обучающихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и методами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов.

4. Организация работы элективных курсов

4.1             Формы обучения на элективных курсах могут быть как традиционными, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (коммуникативная, групповая, проектно-исследовательская и т. д.).

4.2            Программное обеспечение элективных курсов.

Преподавание элективных курсов обеспечивается программами, прошедшими экспертизу на региональном и федеральном уровнях. В случае отсутствия программ по профилям, которые были заявлены обучающимися, преподавание ведется по программам, разработанным учителями школы и рассмотренным методическим советом на начальном этапе работы, утвержденным директором школы. Программа элективного курса должна удовлетворять следующим условиям:

-   учитывать особенности обучающихся, интересующихся профилями школы;

-   знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих обучающихся;

-   опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений;

-   нацеливать на подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах и других творческих мероприятиях;

-   уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация.

Программно-методическое обеспечение элективного курса включает в себя:

- программу курса, утвержденную Министерством образования РФ;

- рабочую программу элективного курса учителя, ведущего элективный курс;

- информационно-содержательную основу реализуемого курса (справочную, научно-познавательную литературу и другие).

Учебно-дидактическое обеспечение элективного курса включает в себя:

- наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса;

- оборудование для проведения эксперимента, лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности в соответствии с программой курса.

4.3.           Комплектование групп при изучении элективных курсов осуществляется на основании заявлений обучающихся, исходя из их индивидуальных образовательных интересов и потребностей.

4.4.           Элективные курсы, проводимые в школе, делятся на три основных вида:

-       предметные курсы;

-       межпредметные курсы;

-       курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

4.5.          Наполняемость групп для изучения элективных курсов по заявлениям учащихся.

4.6.          Ведение элективных курсов осуществляется в соответствии с расписанием учебных занятий и осуществляется в урочное время.

4.7.          Посещение занятий элективных курсов для обучающихся является обязательным.

4.8.          Ведение элективного курса фиксируется в журнале элективных курсов.

4.9.          Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать следующим требованиям:

-   в одном журнале могут быть записаны несколько курсов по выбору;

-   в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы учащихся, об отсутствующих на занятиях;

-   журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.

4.10.     Результаты учебной деятельности учащихся по элективным курсам не оцениваются.

4.11.     В приложении к аттестату об основном общем и среднем (полном) общем образовании перечисляются наименования элективных курсов, освоенных учащимся.

5. Элективные учебные предметы - обязательные для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

5.1.  Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

6. Содержание и организация элективных учебных предметов

6.1. Элективные учебные предметы в 10 - 11 классах вводятся в соответствии с базисным учебным планом для среднего общего (полного) образования.

6.2. Тематика и содержание элективных учебных предметов должны отвечать следующим требованиям:

      иметь социальную и личностную значимость, актуальность для подготовки квалифицированных кадров и для личного развития учащихся;

      поддерживать изучение базовых общеобразовательных предметов;

      обладать значительным развивающим потенциалом, способствовать развитию интеллектуальных, профессиональных навыков и ключевых компетенций.

6.3. Продолжительность элективных учебных предметов составляет от 17 до 68 учебных часов.

6.4. Для организации преподавания элективных учебных предметов  могут быть использованы программы, изданные в специальных методических изданиях для учителей,  а также разрабатываться самими педагогами. Рабочие программы элективных учебных предметов  утверждаются директором школы не позднее 31 августа.

6.5. Формы организации элективных учебных предметов могут быть коллективными и индивидуально-групповыми.

6.6. Презентация элективных предметов проводится в декабре - январе предыдущего учебного года.

6.7. Не позднее 1 февраля учащийся обязан выбрать элективные предметы, которые он хотел бы изучать.

6.8. Элективный предмет открывается, если его выбрали не менее ¾ обучающихся класса.

6.9. Ежегодный набор элективных предметов зависит от:

 - образовательных запросов старшеклассников;

 - материальных, финансовых и кадровых возможностей школы.

 7. Порядок оценивания результативности обучения

7.1. Результаты обучения фиксируются в классном журнале.

7.2. Заполнение страниц журнала, относящихся к элективному учебному предмету, осуществляется учителем, ведущим предмет; графы журнала заполняются в соответствии с требованиями. Учитель, ведущий элективный учебный предмет, систематически, четко и аккуратно делает в журнале соответствующие записи.

7.3. Оценивание ведётся по традиционной пятибалльной системе, отметки за 1 и 2 полугодие, годовые и итоговые оценки выставляются в сводную ведомость установленного образца.

7.4. Итоговые оценки по элективным учебным предметам, изучавшимся в объёме не менее 68 часов, выставляются в Аттестат о среднем (полном) общем образовании.

7.5. Единый государственный экзамен по элективным учебным предметам не проводится.