Версия для слабовидящих
302512, РФ, Орловская область, Орловский район
п. Красная Звезда, ул. Школьная , д.2

Положение об организации внеурочной деятельности


 

   I. Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентируют организацию внеурочной деятельности учащихся в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа» (далее - Учреждение) в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

1.2. Настоящее  Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Гражданским кодексом РФ, Федеральным государственным образовательным  стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиНами 2.4.4.1251-03», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, Уставом Учреждения, Положением о классном руководителе.

1.3. Внеурочная деятельность учащихся (далее - внеурочная деятельность) - специально организованная деятельность учащихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса Учреждения, отличная от урочной системы обучения.

1.4. Внеурочная деятельность - часть учебного плана. Учебный план является компонентом основной образовательной программы начального общего образования Учреждения. 

  • учебный план определяет введение в действие и реализацию требований Стандарта,
  • определяет общий объём учебной нагрузки,
  • объём максимальной аудиторной нагрузки,
  • состав и структуру обязательных предметных областей,
  • направления внеурочной деятельности по годам обучения.

1.5. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет до 10 недельных часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

1.6. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий.

1.7. Педагогические работники могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования и науки РФ) программами или самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним.

1.8.Оптимальная продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 33-66 часов в 1 классе, 34-68 часов во 2-4 классах.

1.9. Списочный состав учащихся каждой группы определяется программой педагога, но рекомендуемая численность составляет:

  • на первом году обучения - от 8 до 15 человек;
  • на втором году обучения - от 6 до 12 человек;
  • на третьем и последующих годах обучения - от 3 до 10 человек.

II.  Цель и задачи:

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования Учреждения.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

2.3. Внеурочная деятельность может быть использована на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы учащихся.

 

III. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности:

3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования Учреждения.

3.2. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает виды внеурочной деятельности по следующим основаниям:

По месту проведения:

  • в классе с переменным составом;
  • в классе группами;
  • в классе индивидуально;
  • на базе учреждений дополнительного образования, культуры, организаций и предприятий.

По времени:

  • во второй половине дня;
  • во время каникул

По отношению к решению учебных задач

3.3. Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса в Учреждении. Внеурочная деятельность может быть:

Учебной - один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач;

Внеучебной - направленной на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

3.4. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Художественно-эстетическое
  • Духовно-нравственное
  • Научно-познавательное
  • Военно-патриотическое
  • Личностно-ориентированное
  • Проектная деятельность

3.5. Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая;
  • Познавательная;
  • Проблемно-ценностное общение;
  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • Художественное творчество;
  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • Техническое творчество
  • Трудовая (производственная) деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Туристско-краеведческая деятельность.

3.6. Формы организации внеурочной деятельности:

            Экскурсии

  • Факультативы
  • Кружки
  • Секции
  • Круглые столы
  • Диспуты
  • Олимпиады
  • Соревнования
  • Проекты
  • Общественно-полезная практика
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Познавательные игры и др.

 

IV. Права участников образовательного процесса

4.1. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей).

4.2. Участие учащихся во внеурочной деятельности осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.

4.3. При организации внеурочной деятельности учащихся Учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.

 

V. Ответственность

5.1. Администрация Учреждения

 Организует:

  • Процесс разработки, рецензирования и утверждения программы внеурочной деятельности;
  • Контроль выполнения программ внеурочной деятельности;
  • Контроль ведения журналов внеурочной деятельности

5.2. Классные руководители

  • В своей работе руководствуются Положением о классном руководителе, должностной инструкцией классного руководителя.
  • Осуществляют контроль посещаемости учащимися 1-4 классов занятий внеурочной деятельности.

5.3. Преподаватели внеурочной деятельности

  • Деятельность преподавателей регламентируется Уставом Учреждения, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, должностными инструкциями.

5.4. Родители (законные представители) учащихся.

  • Несут ответственность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.

 

VI. Организация внеурочной деятельности:

6.1. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются Учреждением самостоятельно. Возможно использование авторских программ.

6.2. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов: комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов; по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные.

6.3. Структура образовательной программы внеурочной деятельности:
пояснительная записка; учебно-тематическое планирование (по годам обучения); показатели эффективности достижения планируемых результатов; планируемые результаты.

6.4.Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет Школой.

6.5. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов, педагогами учреждений дополнительного образования. 

6.6. Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогами в Журнале учета внеурочной деятельности. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности. 

 

VII. Учёт внеурочных достижений обучающихся

7.1. Основной формой учёта внеурочных достижений учащихся является Портфолио. 

7.2. Основными целями составления Портфолио являются:

- развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности учащихся, повышение их конкурентоспособности;

- мотивация учащихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;

- переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений учащихся.

7.3. Основными задачами составления Портфолио являются:

- систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности учащихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;

- создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого учащегося.

 

VIII. Требования к структуре программы

8.1. Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие обязательные разделы: титульный лист, пояснительную записку, основное содержание, ожидаемые результаты, учебно-методический план, список литературы.

8.2. Содержание разделов:

Титульный лист.

Гриф утверждения программы (дата, должность и Ф.И.О. руководителя, утвердившего программу)

Название программы внеурочной деятельности

Возраст (класс) учеников

Наименование образовательного учреждения

Год составления программы

Фамилию, имя, отчество, должность, квалификационную категорию педагога

Пояснительная записка раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению, педагогическую идею, информацию о продолжительности занятия, для детей какого возраста предназначена программа, место проведения занятия, виды деятельности, ожидаемые результаты, формы подведения итогов работы.

Содержание программы отражает динамику становления и развития интересов учащихся от увлеченности до компетентностного самоопределения.

Учебно-методический план составлен в виде таблицы, где отражено название темы, количество часов, отводимых на теоретические и практические занятия.

8.3. Экспертиза и утверждение рабочей программы по внеурочной деятельности.  

Рабочая программа по внеурочной деятельности утверждается приказом директора Учреждения ежегодно в начале учебного года (до 5 сентября текущего года).

Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

  • рассмотрение Программы на заседании методического объединения учителей начальных классов.
  • Согласовывается с заместителем директора по УВР.