Версия для слабовидящих
302512, РФ, Орловская область, Орловский район
п. Красная Звезда, ул. Школьная , д.2

Положение о предпрофильной подготовки учащихся.docx


 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание, структуру, финансирование предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, определяет права и обязанности, регламентирует взаимоотношения участников указанного процесса.

 

1.2. Настоящее положение разработано на основании:

Федерального Закона №273 от 29.12.2012 « Об образовании в Российской Федераци» .,

- Типового положения об образовательном учреждении;

- Постановления правительства РФ от 09.06.2003г. № 334 « О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях;

- приказа Минобразования РФ от 18.07.2002г. № 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования;

- приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1318 "О Федеральном базисном учебном плане и примерном учебном плане для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования";

- приказа Минобразования РФ от 31.03.2004г. № 1357 "О проведении эксперимента по теме "Введение профильной общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования" в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования";

- письма Министерства образования РФ от 20.08.2003г. "Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы";

1.3 Положение об организации предпрофильной подготовки утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

 

1.4. Права и обязанности участников образовательного процесса определяются законодательством РФ, Уставом и Положением об организации предпрофильной подготовки образовательного учреждения.

2. Цель и задачи организации предпрофильной подготовки

2.1. Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности.

 

2.2. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:

- формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;

- формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю;

- обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы;

- расширение возможностей социализации учащихся.

3. Содержание предпрофильной подготовки

3.1. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования, и включает три основных направления:

3.1.1. Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, информирование о программах профильного обучения, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда.

3.1.2. Реализация предпрофильных курсов, позволяющая учащемуся осуществить "пробу сил" в той или иной сфере человеческой деятельности.

3.1.3 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает консультирование учащихся, мониторинг освоения предпрофильных курсов, выявление и разрешение проблем, связанных с выбором образовательной траектории, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений.

4. Организация предпрофильной подготовки

4.1. На предпрофильную подготовку в 9-х кл. отводится 102часа(34 недели,3 часа в неделю )

 

4.2. На курсы по выбору отводится 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы ( за счет школьного компонента).

 

4.3. На информационную работу и профильную ориентацию отводится 1 час за счет внеклассной работы.

 

4.4. Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану. Рабочий учебный план по предпрофильной подготовке должен удовлетворять следующим требованиям:

- сбалансированность между предметными и межпредметными курсами по выбору;

- полнота представленных курсов;

- преемственность с профильным обучением;

- отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке;

- вариативность, краткосрочность, модульность курсов, включенных в план.

 

4.5. Выбор обучающимися элективных курсов осуществляется на добровольной основе, с учётом желаний учащихся. В течение года обучающийся должен посетить не менее 2-х курсов по выбору.

 

4.6. Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. Содержание курсов и порядок их проведения определяется Положением об элективных курсах.

 

4.7. При организации курсов по выбору, количество учащихся в группе определяется количеством заявлений.

4.8. В течение учебного года обучающийся может изменить свой выбор курса.

5.Функциональные обязанности работников школы в рамках организации и проведения предпрофильной подготовки

5.1. В функции заместителя директора школы, которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит:

5.1.1. разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе:

- анализа педагогического потенциала школы - её кадровых, методических и материально-технических ресурсов;

- изучения образовательных запросов учащихся и их родителей посредством анкетирования и собеседований;

- взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.

5.1.2. Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки (выход в иные образовательные учреждения местной сети, проведение профильной ориентации и др.).

5.1.3. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой:

- мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;

- анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля;

- контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;

организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.

5.1.4. Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников.

5.1.5. Организация работы по комплектованию 10-х классов.

5.1.6. Составление отчётов по результатам предпрофильной подготовки учеников школы.

5.2. В функции классного руководителя предпрофильного класса входит:

5.2.1. Работа с учащимися класса:

- контроль за посещением курсов по выбору;

- профориентационная работа;

участие в совместной работе со школьным психологом, социальным педагогом и другими специалистами по оказанию помощи учащимся в выборе дальнейшего образовательного маршрута.

5.2.2. Работа с родителями включает информирование:

- об образовательных возможностях муниципальной образовательной сети;

- о развитии интересов и способностей их детей, достижениях и успехах при прохождении элективных курсов;

- о результатах исследований и опросов их детей.

 

5.3. В функции организатора профориентационной работы в школе входит:

- планирование профориентационной работы;

- оказание помощи классным руководителям;

- организация участия 9-классников в городских профориентационных мероприятиях;

- организация диагностики профессионального выбора учащихся;

- анализ результатов исследований по профессиональной ориентации учащихся.

 

5.4. В функциональные обязанности организатора психологического сопровождения учащихся входит:

- планирование системы психологического сопровождения;

- осуществление диагностических мероприятий;

- анализ результатов диагностики;

- консультирование учащихся и их родителей по проблемам самоопределения.

 

5.5 В функции  медицинского работника входит:

- консультирование учащихся и их родителей о степени соответствия состояния здоровья школьника и выбранного профиля обучения или профессии;

- оказание помощи учащимся в осуществлении профподбора

6. Права и обязанности участников образовательного процесса

6.1 Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагогические работники Школы, родители (законные представители) обучающихся.

 

6.2. Учащиеся в Школе имеют право на:

- выбор предпрофильных курсов, предложенных образовательным учреждением, согласно своих интересов, склонностей, потребностей;

- изменить свой выбор предпрофильного курса при получении дополни-тельной информации до начала его изучения;

- условия обучения на предпрофильных курсах, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

- бесплатное пользование информационными ресурсами медиатеки Школы.

 

6.3. Учащиеся в Школе обязаны:

- посещать предпрофильные курсы согласно расписания;

- изучить начатый курс в полном объеме;

- соблюдать Правила поведения учащихся на занятиях предпрофильных курсов;

- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса.

 

6.4. Педагогические работники Школы имеют право:

- свободно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия;

- на стимулирующие надбавки за расширенный круг обязанностей;

- на прохождение курсов профессиональной подготовки по освоению содержания и технологии преподавания предпрофильных курсов.

 

6.5. Педагогические работники Школы обязаны:

- поддерживать дисциплину на занятиях на основе уважения человеческого достоинства обучающихся;

- соблюдать требования охраны труда во время занятий курсов, практикумов, экскурсий;

- проводить обучение безопасными методами и приемами выполнения работ, инструктаж по охране труда.

 

6.6. Родители (законные представители) имеют право:

- знакомиться с документами, регламентирующими организацию предпрофильной подготовки в школе;

- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса по предпрофильной подготовке.

 

6.7. Родители (законные представители) обязаны:

- обеспечить посещение учащимися  выбранных элективных курсов.

7. Оценка результативности реализации предпрофильной подготовки

7.1. Результаты прохождения учащимися предпрофильной подготовки заносятся в портфолио девятиклассника,  структура и порядок оформления которого определяются Положением о портфолио выпускника.

 

7.2.Результативность реализации предпрофильной подготовки учащихся оценивается по уровням сформированности у выпускника основной школы информационной, мотивационно-ценностной и практической готовности сделать зрелый выбор дальнейшего способа получения образования.

7.3.Информационная готовность включает информированность школьников:

- о возможных способах получения желаемого профиля образования;

- о наличии собственной практической готовности и способности для получения избранного образования;

- о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию;

- о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования.

7.4.Практическая готовность включает:

- владение выпускниками школы умением делать выбор профиля образования из числа доступных для них альтернатив, наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям и потребностям;

- наличия у выпускников основной школы знаний и практических умений, необходимых для продолжения образования;

- сформированность умения делать выбор из имеющихся вариантов наилучшего.

7.5. Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность выпускника основной школы предполагает:

- сформированность самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;

- наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования.

8. Документация и отчётность

Образовательное учреждение должно иметь следующие документы:

8.1. Положение о предпрофильной подготовке;

8.2. Журнал учёта занятий курсов по выбору;

8.4. Учебный план предпрофильной подготовки;

8.5. Программы курсов по выбору;

8.8. Расписание курсов по выбору;

8.7. Отчёт по результатам предпрофильной подготовки.

9. Финансирование.

Реализация данного положения исполняется за счет бюджетного финансирования в пределах федерального, регионального, школьного стандартов.