Версия для слабовидящих
302512, РФ, Орловская область, Орловский район
п. Красная Звезда, ул. Школьная , д.2

Положение о дополнительном образовании учащихся


 

 

1.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании учащихся (далее - Положение) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области (далее -Учреждение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребенка», Федеральным  законом № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Методическими рекомендациями по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму МО РФ от 11.06.2002 №30 - 15 - 433/16), Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844), Уставом Учреждения.

1.2. Дополнительное образование детей (далее ДОД) рассматривается как неотъемлемая часть целостного образовательного процесса, осуществляемого в Учреждении на основании ее Устава и в целях обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптации их к жизни в обществе, формирования общей культуры, организации содержательного досуга, удовлетворения потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

1.3. Работа объединений ДОД строится на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого учащегося.

1.4. Дополнительное образование предоставляется учащимся на бесплатной основе.

 

2. Организация дополнительного образования детей

2.1. Объединения ДОД создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом директора Учреждения.

2.2. Работу ДОД организует заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

2.3. Содержание ДОД определяется образовательными программами дополнительного образования детей различной направленности, реализуемыми за пределами основных образовательных программ.

2.4. Прием учащихся в объединения ДОД осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и программ дополнительного образования детей. При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристические, хореографические объединения ДОД необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

2.5. Структура ДОД определяется целями и задачами дополнительного образования детей в школе, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает следующие компоненты: кружки, секции.

2.6. Руководителем объединения дополнительного образования детей, как правило, назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование, отвечающее требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников. Руководитель объединения назначается приказом директора школы. Оплата руководителю производится в установленном порядке.

2.7. Объединения дополнительного образования детей располагаются в здании Учреждения.

2.8. Продолжительность занятий определяются на основании представленных образовательных программ с учетом специфики деятельности и обеспечения безопасных условий проведения занятий.

Списочный состав детских объединений ДОД определяется программой педагога, но рекомендуемая численность составляет:

- на первый год обучения - от 14 до 15 человек;

- на второй год обучения - от 12 до 14 человек;

- на третий и последующие годы обучения - от 8 до 12 человек.

2.9. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации определяются руководителем объединения дополнительного образования детей самостоятельно, исходя из образовательных и воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий.

2.10. Предусматривается индивидуальная работа с детьми с целью их подготовки к участию в городских, областных, российских или международных конкурсах.

2.11. В соответствии с образовательной программой занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3-5 человек) или индивидуально.

2.12. С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства.

2.13. Руководитель объединения дополнительного образования детей самостоятелен в выборе форм контроля, периодичности и форм аттестации учащихся. Руководителем объединения могут быть использованы следующие формы контроля: собеседования, итоговые занятия, защита проектов, соревнования, конкурсы, выставки, викторины, игры, кроссворды, показ спектакля  и другие.

2.14. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены два и более педагогов. Распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.

2.15. Зачисление учащихся в объединение дополнительного образования детей осуществляется на срок, предусмотренный программой для ее освоения.

2.16. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам. В работе объединения дополнительного образования детей по согласованию с педагогом могут принимать участие родители (законные представители) учащихся без включения их в списочный состав.

2.17. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.

2.18. В случае снижения фактической посещаемости занятий в течение года группы должны быть объединены или расформированы. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены дети, успешно прошедшие собеседование с педагогом.

2.19. Учебный год в объединениях ДОД соответствует срокам начала и окончания учебных занятий в школе. Во время каникул учебный процесс продолжается. Состав учащихся в этот период может быть переменным.

2.20. Занятия в объединениях ДОД проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года заместителем директора Учреждения по учебно-воспитательной работе по представлению педагогических работников с учетом пожелания родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации школы и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.

 

3. Содержание образовательного процесса в объединениях дополнительного образования детей

3.1. Работа объединений ДОД осуществляется на основе программ дополнительного образования детей, рассмотренных на педагогическом совете школы и утвержденных директором.

3.2. В объединениях ДОД реализуются программы дополнительного образования детей, различные по срокам реализации, по возрасту детей и содержательной направленности (художественной, физкультурно-спортивной, военно-патриотической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

3.3. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам.

3.4. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в пояснительной записке к программе.

3.5. Педагогические работники ДОД могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним, либо использовать программы других образовательных учреждений.

3.6. В ДОД ведется методическая работа, направленная на совершенствование содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, повышение педагогического мастерства работников.

 

4. Права, обязанности и ответственность руководителя объединения дополнительного образования детей

4.1. Руководитель объединения ДОД имеет права, предусмотренные Федеральным  законом «Об образовании в Российской Федерации», а также Уставом Учреждения.

Руководитель объединения имеет право:

  • вносить предложения по улучшению деятельности дополнительного образования детей в Учреждении;
  • предлагать администрации Учреждения вносить изменения в программу своего объединения;
  • получать от администрации информацию о работе Учреждения;
  • пользоваться в установленном порядке имуществом Учреждения;
  • участвовать в управлении Учреждением;
  • участвовать в экспериментальной деятельности;
  • издавать свои педагогические разработки;
  • привлекать учителей Учреждения и родителей для работы с детьми.

4.2. Руководитель объединения ДОД планирует, организует и анализирует свою деятельность по всему кругу вопросов, касающихся дополнительного образования детей.

Руководитель объединения обязан:

  • комплектовать состав коллектива детей, принимать меры по его сохранению в течение срока работы;
  • разрабатывать программы (или осуществлять подбор программ) с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
  • обеспечивать педагогически целесообразный выбор форм, средств и методов обучения;
  • выявлять творческие способности учащихся, способствовать их развитию;
  • поддерживать одаренных и талантливых учащихся;
  • организовывать участие учащихся в массовых мероприятиях: творческих отчетах, выставках, конкурсах, смотрах, соревнованиях, концертах и других;
  • оказывать консультативную помощь родителям в пределах своей компетенции;
  • осуществлять связь с другими объединениями по своему профилю деятельности;
  • обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм в течение учебного процесса;
  • систематически проводить с учащимися инструктаж по технике безопасности;
  • вести журнал учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, кружке) в соответствии с указаниями к его ведению;
  • по требованию администрации отчитываться о деятельности объединения перед педагогическим советом Учреждения.

4.3. Руководитель объединения ДОД несет ответственность:

  • за выполнение своих трудовых обязанностей в соответствии с Трудовым кодексом РФ;
  • за сохранение жизни и здоровья детей;
  • за качество работы с детьми, соблюдение прав и свобод учащихся, правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм в период проведения занятий;
  • за сохранность имущества Учреждения.

 

5. Контроль за организацией образовательного процесса

5.1. Администрация Учреждения имеет право проводить систематические проверки работы объединений дополнительного образования детей, отслеживать наполняемость групп и посещаемость занятий детьми.

5.2. Администрация  Учреждения имеет право снять оплату с руководителя объединения дополнительного образования детей в случаях невыполнения им функциональных обязанностей, неоднократного нарушения правил внутреннего трудового распорядка, возникновения угрозы жизни и здоровью детей вследствие нарушения правил техники безопасности.