Версия для слабовидящих
302512, РФ, Орловская область, Орловский район
п. Красная Звезда, ул. Школьная , д.2

О классном руководителе

нормативными правовыми актами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, должностной инструкцией).

1.6. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста.

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя

Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачами классного руководителя являются:

- формирование и развитие классного коллектива;

- организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;

- создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей;

- защита прав и интересов обучающихся;

- организация системной работы с коллективом класса;

- гуманизация отношений между обучающимися в коллективе;

- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников в классном сообществе через развитие ученического самоуправления;

- создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности.

3. Организация деятельности классного руководителя.

 Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с циклограммой воспитательного плана:

3.1.Классный руководитель ежедневно:

-определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу

по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;

-организует и контролирует дежурство учащихся в классных кабинетах;

-организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том

числе в случае возникновения девиации в их поведении;

3.2.Классный руководитель еженедельно:

- проверяет наличие у учащихся  дневников , рабочих тетрадей и т.п.

-проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;

-организует работу с родителями (по ситуации):

-проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации);

-анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных

учащихся;

3.3.Классный руководитель ежемесячно:

-посещает уроки в своем классе;

-организует заседание родительского совета класса;

-организует работу классного актива;

-решает хозяйственные вопросы в классе;

3.4.Классный руководитель в течение учебной четверти:

-оформляет и заполняет классный журнал;

-участвует в работе методического объединения классных руководителей;

-проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть,

состояние успеваемости и уровня воспитанности учащихся;

-проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;

-проводит классное родительское собрание;

-представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за

четверть;

3.5. Классный руководитель ежегодно в течении учебного года :

-оформляет личные дела учащихся;

-анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень

воспитанности учащихся в течение года;

-составляет план воспитательной работы в классе

-собирает и предоставляет в администрацию школы, статистическую

отчетность об учащихся класса (успеваемость, трудоустройство выпускников и пр.).

3.6.В расписании предусмотрен классный час, обязательный для проведения классным руководителем и посещения учащихся. Неделя, содержащая общешкольные мероприятия, освобождает от необходимости тематической работы на классном часе. Перенос времени классного часа, его отмена допустима с  согласия администрации. Администрация должна быть своевременно информирована о невозможности проведения внеклассного мероприятия с обоснованием причин.

3.7.Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть в соответствии с графиком проведения школьных собраний. Перенос времени классного собрания, его отмена допустима с согласия администрации. Администрация должна быть своевременно информирована о невозможности проведения классного собрания с обоснованием причин.

3.8.Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.

3.9.При проведении внеклассных мероприятий в школе и вне школы классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

О проведении внеклассных мероприятий в школе и вне школы  классный руководитель  в письменном виде доводит до сведения педагога-организатора Выход за пределы школы осуществляется в соответствии с приказом

администрации школы на основании письменного заявления классного руководителя.

4.Функции классного руководителя:

Организационно-координирующая:

- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

- учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся;

- индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся;

- ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план воспитательной работы классного руководителя).

Коммуникативная:

- регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- установление отношений между учителем и обучающимся;

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Аналитико-прогностическая:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

5. Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися:

5.1.Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

5.2. Групповые ( творческие группы, микрокружки, органы самоуправления и др.);

5.3. Коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы,  соревнования и др.).

5.4. Классный час - особое место в деятельности классного руководителя - это форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Проводится еженедельно в соответствии с утвержденным воспитательным планом.

5.5. При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

- учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

- определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

- учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

6. Оценка эффективности деятельности классного руководителя

Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии деятельности.

Первая группа критериев позволяет оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции, отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии, что можно оценить по следующим основным показателям:

  • уровень социальной адаптированности учащихся определяется совместно с психологом;
  • уровень сформированности классного коллектива определяется совместно с психологом;
  • уровень развития ученического самоуправления в классе;
  • степень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью классного коллектива;
  • степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности классного коллектива.

Вторая группа критериев позволяет оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие классного руководителя с учителями, работающими в классе; родителями и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). В данном случае деятельность классного руководителя оценивается по следующим основным показателям:

  • уровень обученности учащихся класса;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень правовой культуры учащихся;
  • охват учащихся системой дополнительного образования, рейтинг класса в школе;
  • участие класса в районных, городских смотрах, конкурсах, соревнованиях,

Эффективным можно считать такой труд классного руководителя, в котором одинаково высоки показатели и по критериям деятельности и по критериям результативности.